Более 2 млн туров и экскурсий по 101 стране мира от 34 туроператоров

Диснейленду - 50

В 1955 году этот парк предложил американцам новый вид семейного отдыха. Его основатель Уолт Дисней создал свою первую студию в гараже, а его самая успешная идея дала миру новую концепцию развлечений - тематический парк.

Вначале были…

История парковых удовольствий начиналась в крупных городах средневековой Европы. Именно тогда родились предшественники нынешних фейерверков, танцполов и аттракционов. Парки были очень популярны вплоть до XVIII века, но из-за постоянных военных баталий многие были закрыты. А вот старейший из них (1583) дожил до сегодняшних дней; это парк Баккен, на севере от Копенгагена.

В XIX веке центр будущей индустрии развлечений перемещается в Америку. Гражданская война подтолкнула здесь процессы урбанизации, начался активный рост транспортных и электрических компаний. В результате выиграл бизнес, занимающийся организацией отдыха, обслуживанием уик-эндов, а парки как раз из их числа.

Идея развлечений этого времени была в том, чтобы построить места отдыха на последних остановках городского транспорта и дать возможность всем желающим без особых затрат выехать на природу, на пикник, покататься на лошадях, потанцевать, отдохнуть в ресторане.

Парки имели успех, и перспективная тенденция быстро завоевала Америку. Популярность этого вида отдыха достигла пика к 1893 году, когда в Чикаго прошла международная ярмарка. Она открыла перед парками путь на другие континенты, широкий путь для множества идей, которые стали диктовать моду на отдых в последующие 60 лет. Как минимум три десятилетия индустрия развивалась очень интенсивно. Десятки новых парков открылись во всем мире, появились новые аттракционы, притягивающие толпы людей. К XIX веку их было около полутора тысяч, но жаль, период процветания длился недолго. Великая депрессия обрушилась на Америку и ее увеселительные заведения, и в борьбе за жизнь уцелело меньше трети. Вторая мировая война продолжила свои разрушения в отрасли, парки продолжали закрываться, новых предложений не было. Только после войны начался подъем, горожане вернулись к мирному отдыху. По законам спроса и предложения появились новые возможности, интересные для того времени игры. Парки взяли на вооружение свежую идею - Kiddieland, с расчетом на неизбалованных послевоенных подростков. Казалось бы, успех, но и эта волна вскоре схлынула.

Пятидесятые годы стали временем распространения телевидения, роста городов и не всегда благоприятных социальных последствий этого явления. Публика уже в который раз отворачивается от парков в поисках другого отдыха. Нужно было что-то совсем новое.

Диснейленд стал прорывом

Первый парк нового типа родился в 1955 году, и многие поначалу отнеслись к идее скептически, не представляя, как можно организовать свободное время без привычных уже аттракционов. Уолт Дисней предложил посетителям своего парка путешествие по пяти маршрутам, причем каждый - в свою страну и в своем времени. А гидами стали персонажи любимых мультфильмов. Маэстро, безусловно, унаследовал традиции нью-йоркского Cony Island, но привил своему детищу новое качество - заданную для отдыха тему приключений Микки Мауса.

Первые два мультфильма про Миики Мауса были нарисованы в 1927 году. Сначала мышонок был не столько ушастым, сколько хвостатым, поджарым и злым, а сам мультик - немым. Зазвучал он только в третьей ленте, а начиная с 1932 года Дисней открывает счет своим "Оскарам" - всего их собралось 29. Дисней ценил креативные предложения, и свои, и своих сотрудников, которые за удачную шутку героя получали по $5, а за хорошую идею - $100. Идеи, и правда, сыпались одна за другой. В 1933 году Дисней выпускает первый цветной мультфильм "Три поросенка", а в 1934 году - первый полнометражный "Белоснежка и семь гномов". До этого мультики лишь предваряли в кинотеатрах кинофильмы, считалось, что более 20 минут они не способны удержать внимание зрителей. Из любви к Микки Маусу и уважения к его создателю руководство Bank of America выдает Диснею кредит в $1,5 миллиона, и на эти деньги 300 художников в течение 3 лет работают над "Белоснежкой". Все получилось, ее кассовый успех превзошли лишь "Унесенные ветром".

Теперь Уолт Дисней мог позволить себе все. Например, в "Фантазии" Микки Маус двигается под музыку Чайковского и Стравинского, а в кинотеатрах специально для этого фильма стали устанавливать системы стереозвука. Студия Диснея стала крупной голливудской компанией.

На очереди была еще одна идея Диснея - парк семейного отдыха с бюджетом в $17 миллионов. Проект был придуман не сразу, художник начал работу над ним еще во время войны. Десять лет ушло только на поиск партнеров. В 1953 году был найден подходящий участок площадью в 6,5 га в часе езды от Лос-Анджелеса. Специально для рекламы парка была создана телепередача, которая рассказывала о том, как строится сказка в Калифорнии. И когда Диснею говорили, что в искусстве так агрессивно не работают, он отвечал, что занимается не искусством, а шоу-бизнесом.

17 июля на открытие парка собрались 28 тысяч человек. Было жарко, стояли очереди в туалеты и за питьевой водой, и многие, не покупая билетов, попадали в парк через забор. Но еще 90 миллионов телезрителей наблюдали церемонию открытия Диснейленда у себя дома.

Успех был очевидным, новая эра началась. Вскоре все дети Америки, а затем и в других странах умоляли родителей отвезти их в Диснейленд. Это был настоящий триумф. На предложение стать мэром Лос-Анджелеса Дисней ответил: "Зачем? Я и так уже король!"

Продолжение следует

Несколько попыток повторить успех Диснея закончились неудачно. В это же время старые парки продолжают закрываться, не выдерживая конкуренции. Выживают лишь те, чьи посетители не изменяют своих привычек, а организаторы стараются постепенно вводить новшества.

В начале 90-х тематические парки получают международное признание. Развивающиеся страны друг за другом открывают для себя новый вид отдыха, а более стабильные придумывают "продвинутые" тематические программы, радуя постоянных посетителей.

В 1978 году была создана международная организация, призванная защищать проекты парков, прошлые, настоящие и будущие. Те же приключения героев мультсериалов Диснея легли в основу парка в Орландо (Флорида, 1971). А вот парк в Нэшвилле (Теннесси, 1972) построен уже на другом материале - музыкальном. Популярный стиль кантри, его персонажи и мифология, излюбленная кухня южан - цыплята, ветчина, бисквиты - все было обыграно в русле идеологии развлечений. "Звезды" кантри, конечно, приняли участие в бизнесе, создавая парки имени себя. Здесь, кроме всей атрибутики кантри, демонстрировались фильмы об их жизни, с учетом всех местных особенностей достоверно воссоздавался особый микромир со своим настроением и колоритом.

Владельцы провинциальных парков интерпретировали комедийные ленты. А в Хьюстоне, что вполне понятно, открылся Astroworld, с космическими "путешествиями" под руководством НАСА. Наконец, появляется парк, построенный на религиозной тематике, - "духовный" Диснейленд в Форте Милл (Южная Каролина), с христианской радиостудией и познавательными прогулками типа "Джон в желудке кита".

Один из самых интересных тематических парков открылся в 2001 году в Токио. Это DisneySea, морской Диснейленд. Уникальная АкваСфера из каскадов воды, представляющая Землю, семь отдельных портов, каналы античного Средиземноморья, маршрут к Острову сокровищ по мотивам Р.Стивенсона, подводное плавание, Ариэль с друзьями из классического диснеевского мультфильма "Маленькая русалка", Аладдин, Синдбад-мореход - кого и чего тут только нет!

Фантазия и новые технологии, стирающие грань между жизнью и театром, опять побеждают серые будни. Ведь не зря Дисней говорил, что у него не бывает плохого настроения.

Аня ПОЛИНА

Cтатьи по теме: Достопримечательности
Как провести в Египте 7 дней и не успеть искупаться
Прилетев в Египет, вначале с удивлением, а потом с пониманием относишься к людям, которые приезжают в эту страну кто в 8-ой, а кто в 30-й раз. В Египте интересно не только Красное море, но и другие природные и рукотворные памятники.
ТОП-15 самых смешных отзывов туристов
TurPravda.com опубликовал список самых смешных фраз из отзывов туристов
Барселона. Город, где живет искусство
Вот уже 5 лет Барселона является моим фаворитом среди всех городов, ведь это самый эмоциональный, креативный и бурлящий город Европы!
sLOVEnia
Так уж исторически сложи лось, что Словению либо путают со Словакией, либо же вовсе не знают о ее существовании