Более 2 млн туров и экскурсий по 101 стране мира от 34 туроператоров

Город, которого нет

"Всякий, кто слышал мои слова и действовал согласно услышанному, сравним с человеком, построившим свое жилище на скале: потоки воды проливались ливнями; наводнения покрывали землю; ветры с силой ударяли о дом, но он выстоял, так как был основан на камне." Бог-творец Виракоча

Мачу-Пикчу, легендарный город инков, расположен недалеко от Куско, на высоте от 1500 до 6270 метров над уровнем моря. Его общая площадь — 32 592 гектара. Вершина Мачу-Пикчу находится "под защитой" более высокой Уайна-Пикчу (инк. — "молодая гора"), на склонах которой также сохранились руины древних построек. Отсюда открывается потрясающий вид на глубокий отвесный каньон реки Урубамба. Это загадочное место, созданное природой из воды, ветра и камня, одновременно является приютом для уникальных видов флоры и фауны. Мачу-Пикчу обладает статусом исторического памятника и с 1983 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие считают его еще одним чудом света.

ИСТОРИЯ И ОТКРЫТИЕ МАЧУ-ПИКЧУ

В 1533 году, сразу после падения империи инков, испанцы посадили на трон марионеточного императора — инку Манко. После трех лет правления Манко, наконец, осознал, что иностранцы вовсе не собираются покидать берега Южной Америки и использовали его для достижения целей конкисты — покорения и завоевания инкской империи. Собрав армию в 100 000 воинов, он начал борьбу с захватчиками. По преданию, покинув столицу, Манко основал неприступный город в джунглях долины Вилкабамба (или Эспириту-Пампы, "Долины духов") и назвал его Виткос. Оттуда он периодически совершал набеги на испанцев. После смерти Манко его наследник, Тупак Амару, продолжил борьбу с завоевателями, но в 1572 году конкистадоры все же обнаружили город и полностью разгромили повстанческую армию, поставив окончательную точку в истории целой цивилизации. Со временем местонахождение Виткоса было забыто, а испанские хронисты оставили после себя лишь приблизительные карты и свидетельства о существовании города. Именно на поиски Виткоса и его сокровищ в 1911 году отправился американский исследователь и авантюрист Хирам Бингем, получивший впоследствии  широкую известность как первооткрыватель Мачу-Пикчу. Много лет увлекавшийся историей Латинской Америки, он уже осуществил в 1906 году одну экспедицию в глубь  южноамериканского континента и опубликовал несколько книг о своих путешествиях. Теперь же его интересовали загадки цивилизации инков. Бингему повезло: в 1911 году ему удалось обнаружить заросшие развалины Виткоса, но он посчитал находку незначительной и двинулся дальше. В июле того же года археолог совершенно случайно наткнулся на дорогу инков, которая привела его к величественным руинам на вершине горы Мачу-Пикчу. Бингем ошибочно принял лежащий перед ним город за Виткос. И только в 1960-х удалось установить, что город в Долине духов, приютивший последних непокорных инков, находится в нескольких днях сложного перехода от Мачу-Пикчу.

СВИДЕТЕЛЬСТВА И ХРОНИКИ

К счастью, длинные руки конкисты не дотянулись до Мачу-Пикчу, и город избежал разграбления и разрушения испанцами. В то же время, члены экспедиции Бингема нашли его в запустении: по неизвестным причинам жители покинули город, забрав с собой статуи и изображения богов, а также останки мертвых. Не были обнаружены и знаменитые сокровища инков, однако, существует ряд свидетельств, что Бингем переправил большое количество ценнейших артефактов в США. Многие исследователи полагают, что только событие чрезвычайной важности могло побудить обитателей города покинуть родные края. Возможно, завоеватели узнали о Мачу-Пикчу и совершили несколько нападений на крепость. Однако благодаря стратегически выгодному расположению инки смогли отбить первые атаки и, как только представилась возможность, покинули город. Профессор Джон Г. Роу предполагает, что испанские завоеватели знали о Мачу Пикчу. Так, в 1565 году конкистадор Диего Е   Родригес де Фигеро составил документ,  дошедший до наших дней, в котором содержатся намеки на координаты расположения Мачу-Пикчу. К сожалению, теперь  сложно определить оригинальные названия многих мест, в которых побывали завоеватели, поскольку большинству покоренных городов они давали испанские названия. В архивах Куско хранится еще один документ, датируемый 1568 годом. В нем сказано, что монахи ордена Святого Августина на берегах реки Урубамба (недалеко от Мачу-Пикчу) обнаружили поля зерновых, принадлежавшие инкам. Наместник испанской короны в этой области, Франсиско де Толедо, знал об этих полях и, более  того, взимал с индейцев налоги (в том числе 105 полных корзин коки). Инки ежегодно приходили в город Тамбо, чтобы расплатиться с Толедо. В целом, до XIX века в каньоне Урубамба побывали единицы — лишь немногие коренные жители видели высокогорные постройки Мачу-Пикчу, а путешественники всегда старались обходить каньон стороной. Об этих местах говорили, что они непроходимы и безлюдны, поэтому путники предпочитали идти по склонам реки Тамбо — более легкой, хоть и обходной  дорогой. К городу было сложно подобраться — близлежащие территории покрывали густые леса, да и мало кто мог  предположить, что на вершине крутой горы находятся уникальные по своей значимости строения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МАЧУ-ПИКЧУ

Инки, не имевшие письменности и не знавшие, что такое колесо, построили свой город-святилище-крепость в действительно неприступном месте — в самом сердце Кордильер, на вершине горы, окруженной высокими пиками и непроходимыми лесами. Коренные жители считали гору Мачу-Пикчу священной, поскольку она обеспечивала их водой и пищей: возле вершины индейцы обнаружили два чистейших природных источника (которые не иссякли и по сей день и снабжают водой одну из гостиниц), а на террасированных склонах выращивали урожай зерновых и овощей. Город вполне мог существовать независимо от внешнего мира. Единственным способом сообщения с внешним миром служили индейские тропы, известные лишь посвященным. Когда экспедиция Бингема обнаружила город, археологи были поражены четкостью его планировки и красотой каменных конструкций. Невероятным образом инки сумели водрузить на свои места в кладке  зданий огромные блоки весом более 50  тонн. Строители обрабатывали валуны  бронзовыми или каменными орудиями,  стесывая острые края и придавая камням   необходимую форму. Каждую каменную  глыбу инки подогнали под соседние, как фрагменты мозаики-головоломки, чтобы  создать прочные и долговечные сооружения. Можно лишь догадываться, сколько  времени ушло на эту кропотливую работу.

Святилище — основная и наиболее важная, с точки зрения археологии, часть города — занимает территорию около 9 гектаров по левую сторону от реки Урубамба на высоте 2400 метров. Его можно условно поделить на несколько секторов: храмы, террасы, жилые и учебные помещения. Согласно одной из гипотез, Мачу-Пикчу играл роль важного религиозного и политического центра, и входить в город разрешалось только императору, его приближенным, жрецам и экспертам в различных областях науки и искусства. В свое время Хирам Бингем попытался вычислить примерное время возникновения обнаруженного им города. По его мнению, в начале XX века он уже насчитывал около 1000 лет, а значит, существовал еще до появления инков. Бингем полагал, что здесь был рожден первый инка, Манко Капак, и именно отсюда, из Храма трех окон, он и его братья отправились основывать Куско в XII веке. Однако большинство находок, сделанных в святилище, а также его архитектурный стиль говорят о принадлежности города к великой империи. Даже названия, дошедшие до наших дней, происходят из языков инков и кечуа.

По версии профессора Чавеса Бальона, «строителем» Мачу-Пикчу был девятый правитель инков Пачакутек. При сооружении города он одновременно преследовал стратегические, военные, экономические,  административные и религиозные цели. В течение пяти лет я изучал книги, документы, ученые доклады и пришел к выводу, что индейцы заранее готовились к строительству Мачу-Пикчу и очень тщательно его планировали. Они провели серьезные геофизические, геологические и астрономические исследования, определили параметры безопасности, архитектуры, гидравлики и пригодности местности для ведения сельского хозяйства. Когда же список требований для постройки идеального города был готов, инки отправились на поиски места, отвечающего всем пунктам. и обнаружили его именно на Мачу-Пикчу (инк. — "старая гора"). Затем понадобилось много времени, чтобы очистить территорию от буйной растительности и сделать точные математические измерения для создания архитектурного плана будущего жилого комплекса. В это же время ученые инков, вероятно, провели ряд исследований грунта, чтобы определить возможное сейсмическое движение, скальные изломы, эрозию почвы и каналы стока дождевой воды. Тысячи индейцев, работавших над строительством города, в первую очередь проложили тропы для доставки провизии, соорудили сараи для ее хранения и построили грубые хижины для жилья. Пещеры же использовались как убежища. Сложнее всего индейцам пришлось на начальном этапе работ — они перенесли тысячи тонн камней и земли, чтобы построить подпорные стены, сельскохозяйственные террасы и платформы. Тогда же древние архитекторы позаботились о дренажной и оросительной системе, состоящей из множества узких каналов, которые впадали в широкий центральный. Позже постройки обмазали глиняной смесью.

Современные ученые подтверждают, что все строения имеют особые математические и астрономические координаты, определенные инками согласно их философии и религии. Здания четко разделены по функциям: социальной, политической, астрономической и религиозной, с преобладанием храмов, дворцов, алтарей и астрономических обсерваторий. Это позволяет предположить, что Мачу-Пикчу выполнял роль элитного религиозного центра, в который прибывали лучшие представители общества со всей империи. Здесь же древние ученые постигали тайны астрономии и астрологии, а учителя преподавали различные науки высокопоставленным студентам. Я пришел к выводу, что большинство керамических изделий, найденных Бингемом в Мачу-Пикчу, относятся к периоду расцвета империи. Отсюда следует, что существование города действительно связано со временем правления Пачакутека, вошедшего в историю инков как великий реформатор и строитель. Скорее всего, с 1350 по 1530 год н.э. люди жили в городе периодически, а постоянно населяли его лишь в 1500-1530 годах. Затем, еще не закончив строительство, они навсегда ушли из Мачу-Пикчу.

ПОКИНУТЫЙ ГОРОД

Мотивы, побудившие жителей поспешно покинуть Мачу-Пикчу, до сих пор неизвестны. Теорий на этот счет множество: возможно, в городе возникла эпидемия неизлечимой болезни, или вспыхнула локальная гражданская война, или город атаковали враждебные племена, или же по какой-либо причине резко сократилось количество доступной питьевой воды. Наиболее вероятно, что население покинуло святилище, чтобы сохранить его существование в секрете от завоевателей и, тем самым, уберечь от неминуемого разрушения. Испанцы не просто подчиняли себе земли, они еще и насаждали чуждый индейцам католицизм. Бывшую империю заполонили христианские священнослужители,  с  особым рвением старавшиеся "вернуть" заблудшие души язычников Богу. Если бы конкистадорам удалось обнаружить Мачу-Пикчу, город постигла бы та же участь, что и другие поселения: храмы и алтари немедленно бы разрушили, а на их месте построили католические церкви. Испанцы были слишком заняты завоеваниями, чтобы организовать серьезные поиски таинственного города. Ко времени окончательного разгрома инков в 1572 году тропы, ведущие от Куско к Мачу-Пикчу, полностью заросли и стали непроходимыми. Таким образом, святилище оказалось спасенным — окруженное дождевыми лесами, отвесными обрывами и горными реками.

СОКРОВИЩА ИНКОВ

В конце XIX — начале XX века в район Мачу-Пикчу начали прибывать на поселение первые индейцы-фермеры. Они-то и нашли сокровища инков, а затем продали их итальянцу Ломеллини. Известно, что местный фермер Агустин Лизаррага в 1900 году устроил лесной пожар, чтобы освободить  дополнительную  площадь  под сельскохозяйственные угодья. Обходя выгоревший лес, он обнаружил заброшенную тропу, которая привела его к Мачу-Пикчу. Агустин был поражен увиденным и сначала не стал брать никаких драгоценностей, боясь прогневить древних богов. Но устоять перед богатством было сложно, и уже через некоторое время он начал выносить сокровища и тайком сбы вать их. Еще через два года фермер показал святилище своим друзьям. Именно Лизаррага был настоящим первооткрывателем легендарного города. Хирам Бингем  прекрасно знал об этом, но постарался скрыть данный факт от общественности, не желая ни с кем делиться своей славой. Известно также, что Бингем сделал весьма ценные находки, большинство из которых и по сей день находятся в хранилищах Иельского университета (США), в свое время спонсировавшего его экспедиции. Позже, договорившись с президентом Перу, американец получил эксклюзивное право на раскопки на территории святилища. По свидетельствам очевидцев, вооруженная до зубов стража, состоящая из перуанцев, стояла по всему периметру города и охраняла его денно и нощно. Только "гринго Бингему", как здесь называли американца, и его людям разрешалось входить и выходить из Мачу-Пикчу. Команда Бингема вынесла из города сотни ящиков, наполненных артефактами эпохи инков. Безусловно, многие из этих предметов имели не только историческую ценность. Такие действия вызвали резко негативную реакцию в кругах перуанской интеллигенции.

МАЧУ-ПИКЧУ И ТУРИЗМ

К Мачу-Пикчу нельзя относиться как к "любопытным руинам" или как к очередному археологическому памятнику. Это, без сомнения, самое священное место во всех Андах и, одновременно, уникальное архитектурное сооружение. Каждый, кто попадает сюда, должен осознавать, что входит именно в храм — только под открытым небом. Вы ведь не станете играть в футбол и взбираться на стены во время посещения святого места. Эти же правила действительны и для Мачу-Пикчу. Постарайтесь настроить себя на гармоничный и умиротворенный лад. Подобных храмов больше не существует на планете. Этот — единственный, чудом избежавший разрушения завоевателями и временем (в городе до сих пор сохранились нетронутыми 60% зданий). Толпы туристов ежегодно вытаптывают траву на "улицах" Мачу-Пикчу, что негативно сказывается на состоянии священного города. Эрозия почвы и ливни также "пытаются" сравнять его с землей. Но пока экономические интересы преобладают над историческими и археологическими аспектами, и поэтому Мачу-Пикчу не реставрируют. Если вы планируете побывать здесь, помните: для многих местных жителей туристы — основной, а подчас и единственный способ заработать. Поэтому в районе "старой горы" постоянно крутятся так называемые "шаманы" и "мудрецы", которые за приличную плату будут предлагать вам, например, пройти "мистическую инициацию инков". Эти люди с типичными перуанскими лицами весьма грамотны и начитаны, да и одеваются они в традиционные цветные пончо и фланелевые штаны — такой вид внушает доверие любому неискушенному путешественнику. Истинных мудрецов Анд можно распознать по ряду признаков. Во-первых, они обычно не знают ничего о других религиях, кроме христианства. Во-вторых, одеваются они просто и скромно, чтобы не выделяться из толпы (в некоторых до сих пор живет страх за свое вероисповедание). Они также никогда не настаивают на своей значимости и "подлинности" — обычные люди, живущие как все. Наконец, их действительно не так легко встретить. Однако в Мачу-Пикчу все возможно.

ИЗ ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЫ — К ХРАМУ

Путь к Мачу-Пикчу начинается в древней столицы империи инков — Куско. Город расположен на высоте 3326 метров над уровнем моря, поэтому первые несколько дней туристы могут ощущать симптомы так называемой горной болезни. Куско — общепризнанный туристический центр Южной Америки, куда съезжаются тысячи путешественников. Он является археологической столицей обеих Америк и самым древним из постоянно населенных людьми городов на континенте. Столица департамента с одноименным названием насчитывает более 300 000 жителей. Массивные каменные стены, сооруженные инками, и сегодня составляют основу большинства колониальных и современных  зданий в центре города. Узкие, уходящие в гору улицы и обширная старинная площадь Плаза де Арма: величественными арками и соборами придают городу неповторимый колорит и очарование.

Согласно легенде, Куско был основан в XII веке первым правителем инков по имени Манко Кал: (инк. — "сын солнца"). Однако археологические раскопки свидетельствуют о том, что за несколько столетий до этого на близлежащих территориях уже жили представители других культур. Девятый правитель инков, великий Пачакут (инк. — "реформатор мирового порядка"), сумел "собрать" разрозненные селения и племена в одну большую империю в XV веке. Во время его правления заново отстроили столицу государства, прожили дороги и внедрили культ поклонения богу Виракоча (инк. — "озеро лавы"). Сами индейцы называли свое государство Тахуантинсую — "Земля четырех четвертей", поскольку империя раскинулась на четырех территориях, с центром в Куско. Веком позже, в 1533 году, город был завоеван Франсиско де Писарро и его солдатами, а потерпевшие поражение инки бежали. Тропы, по которым они ушли, быстро заросли и много лет были непродимыми. Сегодня пеший маршрут к Мачу-Пикчу проходит по одной из них.

Но прежде чем ступить на тропу инков надо добраться на поезде от железнодорожной станции "Сан-Педро" в Куско до деревни Агуас Кальентес (станция "Мачу-Пикчу"). Паровоз, который, в основном, перевозит туристов, тянет за собой по одноколейке шесть опрятных синих вагонов, преодолевая расстояние в 107 км за 3,5 часа. Значительная часть поездки приходится на живописную узкую речную долину, изобилующую перекатами и нагромождениями гигантских валунов. За окнами тут и там возникают массивы дождевых лесов с высокими эвкалиптами, бамбуковыми рощами и обилием эпифитов, свисающих с вековых сейб. Уже из Агуас Кальентес до самого Мачу-Пикчу туристов за 25 минут доставляют автобусы. Это самый короткий и, в то же время, опасный участок пути, так как на дороге, представляющей собой настоящий высокогорный серпантин, с трудом разъезжаются два автобуса. Учитывая, что за сезон Мачу-Пикчу посещают около 500 000 туристов и транспорт работает в напряженном режиме, случается всякое — иногда автобусы срываются в пропасть.

Горная болезнь

Самая высокая точка Украины — гора Говерла (Карпаты) — имеет высоту 2061 метр над уровнем моря. Поэтому украинцам не знакомо явление под названием "горная болезнь". Однако, отправляясь в Куско и Мачу-Пикчу, каждый турист должен знать о ее последствиях и вовремя принять превентивные меры. Горная болезнь возникает из-за резких перепадов давления и недостатка кислорода на большой высоте; в особых случаях она может привести даже к летальному исходу. Действие разреженного воздуха ощущают на себе все без исключения, но некоторые реагируют особенно остро. Основные симптомы болезни выражаются в отдышке, сухом царапающем кашле (с последующим выделением мокроты розового цвета), сильных головных болях, потере аппетита и тошноте. Когда же у человека быстро наступает усталость и нарушается координация движений, следует незамедлительно принять меры. На самом деле, даже один из симптомов — это уже повод для беспокойства, если вы находитесь на высоте в несколько тысяч метров над уровнем моря. Горная болезнь может протекать в легкой форме (перуанцы называют это "сороче"), и тогда вы перестанете страдать от ее симптомов уже через день-полтора после подъема в горы. Но если со временем признаки недомогания усугубятся, нужно спуститься. Иногда достаточно сойти вниз всего на 500 метров, чтобы почувствовать себя лучше. В любом случае, ночевать рекомендуется на высоте более низкой, чем та, которую вы достигли за день.

Для предупреждения горной болезни соблюдайте следующие правила:

1. Поднимайтесь медленно и часто отдыхайте; через каждые 1000 метров подъема проводите 2-3 дня на новой высоте; старайтесь не перенапрягаться.
2. Пейте много воды и других жидкостей. Высокогорный воздух сух и холоден, и с каждым вдохом и выдохом вы теряете влагу.
3. Употребляйте легкую, насыщенную углеводами пищу для пополнения запасов энергии.
4. Не злоупотребляйте алкоголем, который увеличивает риск обезвоживания организма.
5.  Не принимайте седативных, успокаивающих и болеутоляющих средств.
6.  Пейте побольше чая из листьев коки (mate de coca), который подают в большинстве перуанских гостиниц и ресторанов.
Автор Дарвин Камачо Паредес

Другие статьи о Перу
Перу. По дороге в Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу — поселение инков, которое было ими просто покинуто (а не захвачено и разрушено испанцами, как подавляющее большинство других деревень и городов)...
Вокруг Южной Америки. Часть 4
Переезжаем границу Боливии на рикшах и попадаем в Перу – страну контрастов и древних культур. Пустыни, горные цепи Анд под 7 тысяч метров и тропические джунгли бассейна Амазонки...
Амазоновый слой
Основной багаж наших знаний об Амазонии составляли голливудские страшилки и пугающие слухи о невероятно злобных рыбах-пираньях... Всё это мы собирались испытать на собственной шкуре.
Наследие империи инков
Перу - родина таинственного народа, создавшего величайшую цивилизацию.
Cтатьи по теме: Достопримечательности
Как провести в Египте 7 дней и не успеть искупаться
Прилетев в Египет, вначале с удивлением, а потом с пониманием относишься к людям, которые приезжают в эту страну кто в 8-ой, а кто в 30-й раз. В Египте интересно не только Красное море, но и другие природные и рукотворные памятники.
ТОП-15 самых смешных отзывов туристов
TurPravda.com опубликовал список самых смешных фраз из отзывов туристов
Барселона. Город, где живет искусство
Вот уже 5 лет Барселона является моим фаворитом среди всех городов, ведь это самый эмоциональный, креативный и бурлящий город Европы!
sLOVEnia
Так уж исторически сложи лось, что Словению либо путают со Словакией, либо же вовсе не знают о ее существовании