Закрыть
(Esc)
(Esc)
Монастырь ордена босых кармелитов
Украина, Бердичев
Бердичевский кляштор (монастырь-крепость) ордена Босых Кармелитов в 1627 году основал воевода и генеральный староста киевского края Януш Тишкевич в обет за освобождение из татарского плена. Под кляштор и в основу монастырского хозяйства Тишкевич передал в 1630 году свой Бердичевский замок-имение с несколькими ближайшими селами и уделил другие поместные и денежные фундации. В 1634 году Бердичевские кармелиты заложили "дольный" (подземный) Мариинский костел, построили торговые склепы, магазины и другие хозяйственные здания, удлинили стены крепости. Строительство длилось восемь лет. Торжественное открытие монастыря и освящения нижнего костела состоялось 22 июля 1642 г. На этом торжестве основатель принес жертвенный дар для нового костела — икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тишкевичив своей благодатью. (по информации, распространяемой в советские времена, чтобы увеличить прибыльность костела, кармелиты силой отобрали у православной Михайловской церкви икону Божьей Матери, известную как чудотворную, и перенесли ее в костел). Вскоре кляштор приобретает значение большого экономического центра и классового фактора для целого края. В связи с этим растет г. Бердичев, наводняется ремесленниками и торговцами, в Бердичев тянутся лавы паломников. Польская королевская власть считается с колонизационной ролью и весом кляштора и придает ему большое значения, как передовому форпосту польской государственности в Украине. Государство помогает усилить и военную мощь кляштора: ремонтирует крепость и укрепляет кляштор пушками и постоянным гарнизоном. Как большая единица экономического и идеологического влияния, кляштор втягивается в круговорот классовых противоречий и социальных движений XVII века. Еще в сороковых годах XVII века между кармелитами и владельцами г. Бердичева — патронами кляштора (Тишкевичами) началась длительная ожесточенная борьба за экономические позиции и гегемонию.
Борьба кармелитов с православием, насильственное распространение унии, экономическая и правовая эксплуатация населения превратили кляштор в объект социальной ненависти всего местного населения. Поэтому, когда, вследствие сложных социальных противоречий, взорвалась на Украине "казацкая" революция в 1648 году — кляштор почти полностью разрушили повстанцы. Крепость босых кармелитов, вместе с военными силами воеводы Тишкевича, пробовала оказывать сопротивление казакам, но в бою под Махновкой польские силы были разбиты, а кляштор и имения Тишкевичей взяты отрядами Хмельницкого, направляющимися в Зборов. Кармелиты, убегая из Бердичева, вывезли во Львов образ Матери Божьей. На протяжении 73 лет икона находилась в монастыре сестер кармелиток босых, вплоть до 1721 года. В 1663 г. монахи вернулись в Бердичев. Когда они отстроили уничтоженный монастырь, в 1684 г. они были изгнаны силой наследниками Януша Тишкевича. И только декретом в 1717 г. Люблинского Трибунала было приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. В тот же период кармелиты опять отстроили монастырь и вернули в Бердичев икону Матери Божьей.
Одновременно возобновляется борьба кармелитов с владельцами Бердичева — семьей Завившей, которые были наследниками Тишкевичей. Борьба за экономическую гегемонию так накаляется, что в 1684 году Завиши силой выгоняют кармелитов из Бердичева. Кармелиты упрямо боролись за свои права и привилегии, судились в трибунале и, наконец, в их пользу был отсужен кляштор, костел, замок-крепость, село Скрагливка, поместье, хлеб, скот, а также с Завишей взято немало денег на ремонт кляштора. В это время (конец XVII века) территорию Бердичевщены охватывают новые казацко-крестьянские бунтарские движения, которые происходят под предводительством известного фастовского полковника Семена Палия. Эти движения определяли собой борьбу мелкого, свободного еще, казацкого землевладения с крупным украинским и польским дворянством. В 1706 году Палий разгромил под Бердичевом войска Якова Потоцкого и Рушчица, но опекун большого украинского капитала — гетманская власть, в лице Ивана Мазепы, быстро укротила народное движение. С помощью хитростей и измены Мазепа арестовал Палия в Махновке и посадил его в подземелье Бердичевской крепости, откуда, спустя некоторое время, Палия сослали в далекую Сибирь. Лишь в 1717 году, после подавления народного восстания, кармелиты опять крепко осели в Бердичеве, и вернули в 1721 году из Львова образ Божьей Матери. Кармелиты особое внимание уделяли восстановлению крепости. Старые стены отремонтировали и значительно увеличили; с помощью королевской власти крепость вооружили тяжелой артиллерией, поставили усиленный гарнизон, самой крепости предоставили название "крепость найсвентшей Марии панны". Крепость стала значительной военной твердыней на Правобережье.
Уже в 1732 году кармелитанская крепость приняла участие в подавлении восстания гайдамаков, и служила местом укрытия зажиточной шляхты, спасающейся от гайдамаков. Осторожные кармелиты "на всякий случай" вывезли свой чудотворный образ в Люблин, где он находился до 1736 года. С 1739 до 1754 года кармелиты, используя относительное спокойствие в крае, построили новый большой костел над старым "дольным" костелом. Кармелиты, не жалея средств на его построение, пригласили из Германии и Польши известных архитекторов Яна де Витте и Григория Тарновского; из далекой Италии вызвали известного художника Вениамино Фредериче; кармелиты заложили в с. Бистрик большие кирпичные заводы, из Подолья привозили камень в плитах и т.п. Костел возвели в стиле барокко, с большым центральным куполом и двумя высокими боковыми башнями. Особенно багато был украшен позолотой, лепкой, резьбой и рисунками "al fresco" костел изнутри, где барочную основу гармонично соединили со стилем "рокайль". Папа Бенедикт XIV послал в 1754 году в Бердичевский костел украшенные ценными бриллиантами золотые короны на чудотворную икону и, в частности, на защиту от гайдамаков, реликвии легендарных святых воинов Федора и Юрия. В 1755 году состоялась коронация иконы. На коронацию прибыли магнаты Любомирские, Потоцкие, Сангушки, Радзивилы, Слугоцкие, Хоецкие, Вороничи и сотни других воевод, старост, кастелянов, маршалков, — со своим коронным и надворным войском; прибыли монашеские валки иезуитов, базилян, доминиканцев, пияр, кармелитов и других; прибыло 72 различных религиозных братства. К кляштору тянулись тысячи паломников, ремесленников и мастеров в надежде найти работу; купцы находили здесь товар и склепы для него. Кармелиты из всех источников получали прибыли. В этот период экономическое развитие и политическое значение кляштора достигли наивысшей степени. Кармелиты, используя "унию" как духовное оружие, а войско как материальное, повсюду насаждали католицизм. Особенно выросло значение кляштора и Бердичева с 1765 года, когда учредительством короля Станислава Августа Бердичеву были предоставлены права устраивать десять годовых больших ярмарок. Такое право выхлопотали Радзвилы, в чьи руки перешли Бердичевские имения от Завишей.
В 1758 году кармелиты из Австрии привезли типографию. Приобретена она была за средства скаплежного братства при костеле и на основании привилегий, предоставленных бердичевским кармелитам от короля Августа ІІІ, которые подтвердила потом царица Екатерина ІІ. Вскоре типография эта приобрела первостепенное значение во всей Польше. Типография босых кармелитов за свое почти столетнее существование (1758–1844) выпустила огромное количество религиозных, политических и других изданий. Удерживали кармелиты и ценную библиотеку, в ней сохранялись ценные издания и рукописи даже XV века. Как крепкая экономическая и военная единица, кляштор активно участвовал в социальных событиях в 1768 году, борясь против гайдамацкого движения.
Отряды гайдамаков после взятия Фастова и Махновки решили захватить Бердичевскую крепость, но в это время кляштор и крепость попали уже в круговорот вооруженной борьбы между Россией и польскими конфедератами, которые отстаивали позиции независимой Польши. После разгрома конфедератов под г. Бар и Житомиром, отряд конфедератов под командой Казимира Пулавского спрятался в Бердичевской кармелитский крепости, где выдержал 25-дневную осаду восьмитысячного корпуса российского генерала Кречетникова. 14 июня 1768 года Пулаский капитулировал перед Кречетниковим, "выторговав" всему отряду право свободного выхода из крепости, а Кречетников по приказу из Москвы изменил свою тактику и повернул войско против гайдамаков.
Российское правительство сначала поддерживало гайдамаков, чтобы ослабить силы Польши, но, лишившись конкурента своему торговому капиталу в Польше, Россия укротила и гайдамаков, кровавыми расправами подавляя мятежи против помещиков. 4 сентября Кречетников вывез пушки и другое оружие из кармелитской крепости и отправился на гайдамаков. После отхода российских войск кармелиты за 4 недели опять отстроили крепость, установили гарнизон и пушки. После раздела Польши в 1772 году и разрушения Запорожской Сечи в 1775 году Россия полностью овладела Украиной. В 1792 году окончательно ликвидировали крепость кармелитов в Бердичеве. Польское поземельное магнатство, чтобы спасти свои имения массово принимало российское подданство. 19 апреля 1794 года российская царица дала приказ Волынскому генерал-губернатору Тутолмину о том, что все лица, которые владели в Минской, Заславский и Брацлавский губерниях староствами и другими поместьями, принявшие российское подданство, в дальнейшем будут пользоваться имениями, как неотъемлемой своей собственностью.
Следом за шляхтой и католическое духовенство начало льнуть под "скипетр" могучей России, спасая этим свои привилегии. Изменили свою тактику и политику и босые кармелиты Бердичевские. Кляштор Бердичевский в то время стал резиденцией Волынского и Минского епископа Каспара Колота Цециновского. В следующих годах ХІХ века кляштор играл еще свою политическую роль во время "помещичьих бунтов" 1831 и 1863 гг. После подавления польских восстаний российское правительство мстило кляштору целым рядом репрессий. В 1832 г. были закрыты кармелитские школы, в 1844 году запрещена типография, в 1864 году запрещено издание Бердичевских календарей в Житомире за их политическое содержание, и, наконец, в 1866 году упразднен и сам кляштор. В том же 1866 году киевский генерал-губернатор Безак прибыл в Бердичев с военной частью и, разогнав кармелитов, конфисковал здания кляштора для потребностей разных государственных учреждений (полиция, пожарная дружина, военное присутствие, аптека), а часть зданий передал местным купцам под склепы для товара. Были конфискованы также земельные и промышленные имения кармелитов.
16 июня 1918 г. кармелиты опять вернули право собственности на свой монастырь. Они руководили приходом и были охранниками кляштора (санктуария) до 1926 г. в тяжелых послереволюционных условиях. После смерти последнего кармелита - отца Терезия Болеслава Штобрина - коммунистическая власть России забрала монастырь в государственную собственность. В верхним костеле был создан музей, а в нижнем - атеистический кинотеатр. В 1941 г., непосредственно перед немецким нашествием на Советский Союз, в монастыре возник пожар. Скорее всего, в его пламени погибла чудотворная икона.
На протяжении 1970-1980 гг. административная власть Бердичева под надзором реставраторов памятников архитектуры из Киева обеспечила сохранность костела с помощью восстановления сводов, установления новой кровли из оцинкованного железа на храме и его куполе. Были отстроены сожженные кельи, в которых размещались средние школы - музыкальная и художественная, которые до сих пор занимают и используют монастырские помещения в педагогических и учебных целях. В 1991 году государственные органы Житомира и Бердичева передали верхний и нижний костелы монастыря католической общине. Посвящение верхнего и нижнего костелов состоялось в храмный праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 8 декабря 1991 г. Подготовкой к тому торжеству стало ночное слушание в молитве вместе со Святой Службой. Это была первая Святая Служба с проповедью в нижнем костеле после 65 лет перерыва.
В июле 1992 г. в Бердичев прибыл отец Тобиаш Зажецкий, которому было поручено, кроме пастырской деятельности, руководство ремонтно-реставрационными и строительными работами под надзором реставратора памятников архитектуры от института "Укрпроектреставрация" в Киеве. Превращение спортивного зала в святыню длилось несколько дней. Но это было временное переоборудование. Вскоре, после возвращения костела верующим, начато было и возвращение его функционального первоначального назначения и возрождения уничтоженной архитектуры. Наибольшей проблемой реставраторов была влажность фундаментов и стен, которая появилась из-за осадков и грунтовых вод в результате отсутствия гидроизоляции. Увеличению влажности способствовала засыпанность грунтом подземелья и вентиляционных каналов костела. Угрожающим результатом увлажнения было засоление стен костела, которое приводило к деструкции кирпича стен памятника. Другим результатом увлажнения было наличие в стенах микробиологической инфекции от разных микроскопических грибов и бактерий. Во время очистки подземелий и засыпанных каналов было найдено большое количество человеческих костей и скелетов, для которых создали братскую могилу — оссариум — в крипте под центральной навой нижнего костела.
Для уменьшения влажности и сохранения тепла зимой в нижнем костеле построен застекленный тамбур, который перекрывает внешний вход в костел. Одновременно с осушением стен костела продолжались работы по замене поврежденной древесины конструкций крыши и установке новой медной кровли крыш вместо проржавевшей кровли из оцинкованного железа. Сделаны также новые водосточные желоба, двойные металлические застекленные окна в костеле и его куполе. После сооружения осадочной канализации, с северной стороны были откопаны фундаменты костела для их осушения и устройства гидроизоляции из материалов, завезенных из Германии в 1996 г. Предварительно (еще в 1993 г.) выполнена система центрального отопления в боковых навах нижнего костела под полом. Одновременно проведена система электроосвещения и радиофикации. В 1996 г. интерьер нижнего костела был поштукатурен и окрашен, вместо деревянного появилось покрытие пола из керамической плитки. С левой стороны алтаря построена красивая часовня Распятого Христа. С 1994 до 1995 года длились работы по реставрации фасадов костела вместе с возобновлением декора, барельефов и статуй на завершении главного фасада. Эти работы выполнены благодаря финансовой помощи заграничных учреждений Церкви и индивидуальных пожертвований. Сейчас продолжаются штукатурные и декорационные работы в интерьере верхнего костела.
Большого уважения заслуживает также жест Бердичевской городской власти, которая за собственные средства отреставрировала крепостные стены со стороны главного фасада костела и монастыря.
Все экскурсииБорьба кармелитов с православием, насильственное распространение унии, экономическая и правовая эксплуатация населения превратили кляштор в объект социальной ненависти всего местного населения. Поэтому, когда, вследствие сложных социальных противоречий, взорвалась на Украине "казацкая" революция в 1648 году — кляштор почти полностью разрушили повстанцы. Крепость босых кармелитов, вместе с военными силами воеводы Тишкевича, пробовала оказывать сопротивление казакам, но в бою под Махновкой польские силы были разбиты, а кляштор и имения Тишкевичей взяты отрядами Хмельницкого, направляющимися в Зборов. Кармелиты, убегая из Бердичева, вывезли во Львов образ Матери Божьей. На протяжении 73 лет икона находилась в монастыре сестер кармелиток босых, вплоть до 1721 года. В 1663 г. монахи вернулись в Бердичев. Когда они отстроили уничтоженный монастырь, в 1684 г. они были изгнаны силой наследниками Януша Тишкевича. И только декретом в 1717 г. Люблинского Трибунала было приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. В тот же период кармелиты опять отстроили монастырь и вернули в Бердичев икону Матери Божьей.
Одновременно возобновляется борьба кармелитов с владельцами Бердичева — семьей Завившей, которые были наследниками Тишкевичей. Борьба за экономическую гегемонию так накаляется, что в 1684 году Завиши силой выгоняют кармелитов из Бердичева. Кармелиты упрямо боролись за свои права и привилегии, судились в трибунале и, наконец, в их пользу был отсужен кляштор, костел, замок-крепость, село Скрагливка, поместье, хлеб, скот, а также с Завишей взято немало денег на ремонт кляштора. В это время (конец XVII века) территорию Бердичевщены охватывают новые казацко-крестьянские бунтарские движения, которые происходят под предводительством известного фастовского полковника Семена Палия. Эти движения определяли собой борьбу мелкого, свободного еще, казацкого землевладения с крупным украинским и польским дворянством. В 1706 году Палий разгромил под Бердичевом войска Якова Потоцкого и Рушчица, но опекун большого украинского капитала — гетманская власть, в лице Ивана Мазепы, быстро укротила народное движение. С помощью хитростей и измены Мазепа арестовал Палия в Махновке и посадил его в подземелье Бердичевской крепости, откуда, спустя некоторое время, Палия сослали в далекую Сибирь. Лишь в 1717 году, после подавления народного восстания, кармелиты опять крепко осели в Бердичеве, и вернули в 1721 году из Львова образ Божьей Матери. Кармелиты особое внимание уделяли восстановлению крепости. Старые стены отремонтировали и значительно увеличили; с помощью королевской власти крепость вооружили тяжелой артиллерией, поставили усиленный гарнизон, самой крепости предоставили название "крепость найсвентшей Марии панны". Крепость стала значительной военной твердыней на Правобережье.
Уже в 1732 году кармелитанская крепость приняла участие в подавлении восстания гайдамаков, и служила местом укрытия зажиточной шляхты, спасающейся от гайдамаков. Осторожные кармелиты "на всякий случай" вывезли свой чудотворный образ в Люблин, где он находился до 1736 года. С 1739 до 1754 года кармелиты, используя относительное спокойствие в крае, построили новый большой костел над старым "дольным" костелом. Кармелиты, не жалея средств на его построение, пригласили из Германии и Польши известных архитекторов Яна де Витте и Григория Тарновского; из далекой Италии вызвали известного художника Вениамино Фредериче; кармелиты заложили в с. Бистрик большие кирпичные заводы, из Подолья привозили камень в плитах и т.п. Костел возвели в стиле барокко, с большым центральным куполом и двумя высокими боковыми башнями. Особенно багато был украшен позолотой, лепкой, резьбой и рисунками "al fresco" костел изнутри, где барочную основу гармонично соединили со стилем "рокайль". Папа Бенедикт XIV послал в 1754 году в Бердичевский костел украшенные ценными бриллиантами золотые короны на чудотворную икону и, в частности, на защиту от гайдамаков, реликвии легендарных святых воинов Федора и Юрия. В 1755 году состоялась коронация иконы. На коронацию прибыли магнаты Любомирские, Потоцкие, Сангушки, Радзивилы, Слугоцкие, Хоецкие, Вороничи и сотни других воевод, старост, кастелянов, маршалков, — со своим коронным и надворным войском; прибыли монашеские валки иезуитов, базилян, доминиканцев, пияр, кармелитов и других; прибыло 72 различных религиозных братства. К кляштору тянулись тысячи паломников, ремесленников и мастеров в надежде найти работу; купцы находили здесь товар и склепы для него. Кармелиты из всех источников получали прибыли. В этот период экономическое развитие и политическое значение кляштора достигли наивысшей степени. Кармелиты, используя "унию" как духовное оружие, а войско как материальное, повсюду насаждали католицизм. Особенно выросло значение кляштора и Бердичева с 1765 года, когда учредительством короля Станислава Августа Бердичеву были предоставлены права устраивать десять годовых больших ярмарок. Такое право выхлопотали Радзвилы, в чьи руки перешли Бердичевские имения от Завишей.
В 1758 году кармелиты из Австрии привезли типографию. Приобретена она была за средства скаплежного братства при костеле и на основании привилегий, предоставленных бердичевским кармелитам от короля Августа ІІІ, которые подтвердила потом царица Екатерина ІІ. Вскоре типография эта приобрела первостепенное значение во всей Польше. Типография босых кармелитов за свое почти столетнее существование (1758–1844) выпустила огромное количество религиозных, политических и других изданий. Удерживали кармелиты и ценную библиотеку, в ней сохранялись ценные издания и рукописи даже XV века. Как крепкая экономическая и военная единица, кляштор активно участвовал в социальных событиях в 1768 году, борясь против гайдамацкого движения.
Отряды гайдамаков после взятия Фастова и Махновки решили захватить Бердичевскую крепость, но в это время кляштор и крепость попали уже в круговорот вооруженной борьбы между Россией и польскими конфедератами, которые отстаивали позиции независимой Польши. После разгрома конфедератов под г. Бар и Житомиром, отряд конфедератов под командой Казимира Пулавского спрятался в Бердичевской кармелитский крепости, где выдержал 25-дневную осаду восьмитысячного корпуса российского генерала Кречетникова. 14 июня 1768 года Пулаский капитулировал перед Кречетниковим, "выторговав" всему отряду право свободного выхода из крепости, а Кречетников по приказу из Москвы изменил свою тактику и повернул войско против гайдамаков.
Российское правительство сначала поддерживало гайдамаков, чтобы ослабить силы Польши, но, лишившись конкурента своему торговому капиталу в Польше, Россия укротила и гайдамаков, кровавыми расправами подавляя мятежи против помещиков. 4 сентября Кречетников вывез пушки и другое оружие из кармелитской крепости и отправился на гайдамаков. После отхода российских войск кармелиты за 4 недели опять отстроили крепость, установили гарнизон и пушки. После раздела Польши в 1772 году и разрушения Запорожской Сечи в 1775 году Россия полностью овладела Украиной. В 1792 году окончательно ликвидировали крепость кармелитов в Бердичеве. Польское поземельное магнатство, чтобы спасти свои имения массово принимало российское подданство. 19 апреля 1794 года российская царица дала приказ Волынскому генерал-губернатору Тутолмину о том, что все лица, которые владели в Минской, Заславский и Брацлавский губерниях староствами и другими поместьями, принявшие российское подданство, в дальнейшем будут пользоваться имениями, как неотъемлемой своей собственностью.
Следом за шляхтой и католическое духовенство начало льнуть под "скипетр" могучей России, спасая этим свои привилегии. Изменили свою тактику и политику и босые кармелиты Бердичевские. Кляштор Бердичевский в то время стал резиденцией Волынского и Минского епископа Каспара Колота Цециновского. В следующих годах ХІХ века кляштор играл еще свою политическую роль во время "помещичьих бунтов" 1831 и 1863 гг. После подавления польских восстаний российское правительство мстило кляштору целым рядом репрессий. В 1832 г. были закрыты кармелитские школы, в 1844 году запрещена типография, в 1864 году запрещено издание Бердичевских календарей в Житомире за их политическое содержание, и, наконец, в 1866 году упразднен и сам кляштор. В том же 1866 году киевский генерал-губернатор Безак прибыл в Бердичев с военной частью и, разогнав кармелитов, конфисковал здания кляштора для потребностей разных государственных учреждений (полиция, пожарная дружина, военное присутствие, аптека), а часть зданий передал местным купцам под склепы для товара. Были конфискованы также земельные и промышленные имения кармелитов.
16 июня 1918 г. кармелиты опять вернули право собственности на свой монастырь. Они руководили приходом и были охранниками кляштора (санктуария) до 1926 г. в тяжелых послереволюционных условиях. После смерти последнего кармелита - отца Терезия Болеслава Штобрина - коммунистическая власть России забрала монастырь в государственную собственность. В верхним костеле был создан музей, а в нижнем - атеистический кинотеатр. В 1941 г., непосредственно перед немецким нашествием на Советский Союз, в монастыре возник пожар. Скорее всего, в его пламени погибла чудотворная икона.
На протяжении 1970-1980 гг. административная власть Бердичева под надзором реставраторов памятников архитектуры из Киева обеспечила сохранность костела с помощью восстановления сводов, установления новой кровли из оцинкованного железа на храме и его куполе. Были отстроены сожженные кельи, в которых размещались средние школы - музыкальная и художественная, которые до сих пор занимают и используют монастырские помещения в педагогических и учебных целях. В 1991 году государственные органы Житомира и Бердичева передали верхний и нижний костелы монастыря католической общине. Посвящение верхнего и нижнего костелов состоялось в храмный праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 8 декабря 1991 г. Подготовкой к тому торжеству стало ночное слушание в молитве вместе со Святой Службой. Это была первая Святая Служба с проповедью в нижнем костеле после 65 лет перерыва.
В июле 1992 г. в Бердичев прибыл отец Тобиаш Зажецкий, которому было поручено, кроме пастырской деятельности, руководство ремонтно-реставрационными и строительными работами под надзором реставратора памятников архитектуры от института "Укрпроектреставрация" в Киеве. Превращение спортивного зала в святыню длилось несколько дней. Но это было временное переоборудование. Вскоре, после возвращения костела верующим, начато было и возвращение его функционального первоначального назначения и возрождения уничтоженной архитектуры. Наибольшей проблемой реставраторов была влажность фундаментов и стен, которая появилась из-за осадков и грунтовых вод в результате отсутствия гидроизоляции. Увеличению влажности способствовала засыпанность грунтом подземелья и вентиляционных каналов костела. Угрожающим результатом увлажнения было засоление стен костела, которое приводило к деструкции кирпича стен памятника. Другим результатом увлажнения было наличие в стенах микробиологической инфекции от разных микроскопических грибов и бактерий. Во время очистки подземелий и засыпанных каналов было найдено большое количество человеческих костей и скелетов, для которых создали братскую могилу — оссариум — в крипте под центральной навой нижнего костела.
Для уменьшения влажности и сохранения тепла зимой в нижнем костеле построен застекленный тамбур, который перекрывает внешний вход в костел. Одновременно с осушением стен костела продолжались работы по замене поврежденной древесины конструкций крыши и установке новой медной кровли крыш вместо проржавевшей кровли из оцинкованного железа. Сделаны также новые водосточные желоба, двойные металлические застекленные окна в костеле и его куполе. После сооружения осадочной канализации, с северной стороны были откопаны фундаменты костела для их осушения и устройства гидроизоляции из материалов, завезенных из Германии в 1996 г. Предварительно (еще в 1993 г.) выполнена система центрального отопления в боковых навах нижнего костела под полом. Одновременно проведена система электроосвещения и радиофикации. В 1996 г. интерьер нижнего костела был поштукатурен и окрашен, вместо деревянного появилось покрытие пола из керамической плитки. С левой стороны алтаря построена красивая часовня Распятого Христа. С 1994 до 1995 года длились работы по реставрации фасадов костела вместе с возобновлением декора, барельефов и статуй на завершении главного фасада. Эти работы выполнены благодаря финансовой помощи заграничных учреждений Церкви и индивидуальных пожертвований. Сейчас продолжаются штукатурные и декорационные работы в интерьере верхнего костела.
Большого уважения заслуживает также жест Бердичевской городской власти, которая за собственные средства отреставрировала крепостные стены со стороны главного фасада костела и монастыря.