Ua Ru

Достопримечательности Флоренции

Путеводитель по Флоренции Путівник по Флоренції

Достопримечательности Флоренции

Арнольфо ди Камбио — так звали архитектора, творчество которого, пожалуй, в наибольшей степени определило характер города еще на рубеже XIII–XIV веков. Он начал возведение грандиозного собора Санта-Мария дель Фьоре. В переводе с итальянского это означает "Святая Мария с цветком". Гигантский массив собора и стоящего рядом с ним баптистерия с колокольней, построенной по проекту знаменитого итальянского художника Джотто (1334 г.), занимает почти всю площадь, которая при немалой протяженности (258 метров) кажется очень тесной. Это колоссальное сооружение, окруженное тесной застройкой, невозможно окинуть одним взглядом. Арнольфо ди Камбио начал строительство собора в 1294 г., но так и не успел его завершить. Увенчать строение гигантским куполом выпало на долю другого великого флорентийца, архитектора Брунеллески — одной из главных фигур итальянского Возрождения. Брунеллески творил уже в XV веке, почти через полтора столетия после ди Камбио. Он исповедовал совсем иные архитектурные идеи, нежели его далекий предшественник. Легкие ажурные аркады, безупречные пропорции — все постройки Брунеллески дышат светлой радостью и оптимизмом. Мощный, высоко взметнувшийся над горизонтальным массивом собора купол не просто хорошо виден издалека — он парит над всей застройкой Флоренции и воспринимается как главная архитектурная доминанта города. Этот купол стал инженерным прообразом для Собора св. Петра в Риме. Собор Санта-Мария дель Фьоре — третий в мире по величине после собора св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне. Восьмигранный баптистерий Сан-Джованни, стоящий совсем рядом с собором, получил свой нынешний облик в XI в. Особого внимания заслуживают бронзовые двери, причем наибольшую ценность представляют восточные, названные Микеланджело "Врата Рая". Лоренцо Гиберти работал над рельефами с 1425 по 1452 г., изобразив десять эпизодов из Ветхого Завета. Апсида, купол и мраморный пол баптистерия украшены великолепными мозаиками. Светский центр Венеции Неподалеку от площади Санта-Мария дель Фьоре находится другая, не менее важная по своему значению – площадь Синьории, гражданский центр Флорентийской республики. Она сравнительно небольшая и имеет Г-образную форму, обтекая главное здание, олицетворяющее светскую власть — Палаццо Синьории, или, как его еще называют, Палаццо Веккио. Это тоже творение Арнольфо ди Камбио. Строительство здания для городской администрации (синьории) было начато в 1293 г., а в XVI в. герцог Казимо I решил перестроить его под свою резиденцию. Придворный архитектор Вазари создал цикл фресок: в просторном зале, где раньше заседал Большой Народный Совет, стали прославляться деяния герцога. В остальных залах разместились скульптурные работы Микеланджело, Джамболоньи, Донателло и Вероккьо. Архитектурное очарование площади Синьории связано не только с безошибочно найденными пропорциями сооружения и открытого пространства, но и с прекрасными творениями итальянских скульпторов, которыми она украшена. Это знаменитый "Давид" Микеланджело (копия, а оригинал находится в галереи-Академии), стоящий перед входом в палаццо Веккио; скульптурная группа "Геркулес" и монументальный фонтан Нептуна. "Юдифь" работы знаменитого Донателло и другие, более мелкие по масштабу скульптурные композиции, расположены в изящной Лоджии дель Ланци, что находится справа от главного фасада Палаццо Синьория. В самом конце XVI века непревзойденная коллекция монументальной скульптуры на площади Синьори пополнилась конной статуей Козимо Медичи. Картинные галереи Рядом с дворцом находится Галерея Уффици. Первоначально это было административное здание, построенное для Козимо I архитектором Вазари в 1559–1560 гг. Сегодня здесь располагается одна из крупнейших картинных галерей мира. Коллекция размещена в хронологическом порядке и дает представление о творчестве тосканских мастеров живописи (Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело). Здесь собраны произведения мастеров различных итальянских школ (Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Караваджо), немцев (Дюрера, Кранаха) и голландцев (Рубенса, Рембрандта). К сожалению, музей сильно пострадал от бомбы, взорванной террористами в 1993 году. Часть шедевров оказалась безвозвратно утраченной, другая часть, к великому разочарованию туристов, все еще находится на реставрации. Недалеко от площади Синьории, рядом галереей Уффици стоит бронзовая фигура вепря. По традиции с его языка надо спускать монетку до тех пор, пока она не попадет в прорезь у его ног. После этого можно загадывать желание. Другая картинная галерея находится в Палаццо Питти, расположившемся на противоположном берегу реки Арно. Попасть туда можно по мосту Понте Веккьо, старейшему в городе (1345 г.). На нем – множество торговых помещений, которые с XVI в. заняты исключительно ювелирными мастерскими и магазинчиками. В 1549 г. Козимо I приобрел у семейства Питти начатое Брунеллески здание и поручил достроить его и расширить архитектору Амманнати. Палаццо Питти стал самым большим дворцом во Флоренции. Сегодня это один из крупнейших музейных комплексов в городе. Сразу за дворцом находятся великолепные сады Боболи. Это один из лучших образцов парковой архитектуры итальянского Ренессанса. Узоры из камня Флоренцию отличает особый стиль. Здесь много готики, но готики особенной, не такой сумрачной, как в северных странах. Одна из самых знаменитых церквей Флоренции — готическая базилика Санта Кроче (церковь св. Креста) — усыпальница Микеланджело, Галилея, Макиавелли, Россини и других великих итальянцев. Среди множества других прекрасных зданий Флоренции, построенных в разное время и в разных стилях, особого внимания заслуживает церковь Сан-Лоренцо (1520 г.) с Капеллой Медичи, где покоятся члены этого знатного рода. Капелла известна благодаря Новой ризнице — одному из великих произведений Микеланджело. Скульптурные группы стали последней его работой, перед тем, как он навсегда покинул родной город. Особенно сильное впечатление производят фигуры "День" и "Ночь", "Утро" и "Вечер" на надгробиях сына и внука Лоренцо Великолепного. Пройдя площадь Сан-Лоренцо, оказываешься перед фамильной резиденцией Медичи. Палаццо Медичи-Риккарди построен Микелоццо, любимцем и придворным зодчим Козимо Старшего, в 1434 г. Этот ренессансный дворец на многие годы стал образцом для подражания в среде флорентийской аристократии. Через внутренний двор можно пройти к домашней Капелле Медичи, где фресковая роспись Беноццо прославляет этот род. Дух средневековья Во Флоренции вот уже несколько столетий отмечаются праздники, пришедшие из седого средневековья. В Пасхальное Воскресенье на площади перед кафедральным собором устраивают так называемый "Взрыв повозки". Этот праздник относится ко времени первых крестовых походов, его кульминационным моментом является взрыв огромной повозки, начиненной петардами и ракетами. В январе на реке Арно, пересекающей Флоренцию, проводится регата, а в июне — так называемый исторический футбол в средневековых костюмах. Этот необычный матч был впервые разыгран еще в 1530 году. В тот год Флоренция противостояла осаде войск папы Климента VII и императора Испании Карла V (в обороне города принимал участие Микеланджело). Чтобы поднять дух осажденных и бросить вызов неприятелю, было решено провести на площади Синьории состязание между различными городскими кварталами. Город, правда, все равно пал под натиском врагов, но с тех флорентийцы каждый год устраивают футбольный матч на том же месте. Невозможно покинуть Флоренцию, не поднявшись на Пьяццале Микеланджело — смотровую площадку на одном из холмов на берегу Арно. Отсюда открывается панорамма города во всем его великолепии. Вдоль берегов Арно расстилается хорошо возделанная равнина, граничащая с холмами, покрытыми зеленью оливковых рощ и кипарисов. Грустный и аккуратный пейзаж, который служит фоном картин всех флорентийских художников XV века.

16 февраля 2021